Мария Семеновна Жукова
Летом 1838 года в петербургских книжных лавках то и дело спрашивали «Вечера на Карповке» - сборник повестей, вышедших анонимно. Распродали его необычайно быстро. Находчивый издатель А.Смирдин не растерялся: еще не успела выйти в свет вторая часть, как он повторил издание первой. «Успех необыкновенный», - единодушно отметили журналисты. Отдельную статью посвятил «Вечерам» молодой Белинский.
Читатели еще гадали, кто же автор сборника, а подписчики «Библиотеки для чтения», тем временем, получили «Моих курских знакомцев», «Падающую звезду», «Ошибку» - новые повести этого же автора. Постепенно узнали, что за псевдонимами «Д-и В-ской» и «А. Ж-вой» скрывается один и тот же человек - Мария Семеновна Жукова, саратовская писательница, регулярно помещавшая в «Библиотеке для чтения» свои новые произведения.
Один критик восторженно писал: «В течение сорокового года вышло несколько романов и собраний повестей, но лучшие из них - «Герой нашего времени» г-на Лермонтова и повести г-жи Жуковой'.
Рецензия Белинского в «Отечественных записках» была далека от такого панегирика, но и здесь повести Жуковой названы «Одним из лучших литературных явлений года». Однако не мог умолчать о главном их недостатке: автором воспроизведена не сама действительность, а только мечты о ней. Высоко оценив «талант рассказа» в повестях, критик деликатно посоветовал писательнице яснее определить свое отношение к жизни, зорче всматриваться в нее.
Провинциальная жизнь была хорошо знакома Жуковой. Уроженка Арзамаса, в тридцатые годы она попала в Саратов, куда перевели на службу отца, прожила здесь, правда, выезжая в Петербург и за границу, до самой смерти - до 1855 года.
Жили Фадеевы открыто, и в их доме перед наблюдательной современницей проходили самые разные провинциальные знаменитости - от бывшего барина Л.Я. Рославлева, проевшего, пропившего, проигравшего тысячи крепостных, до «писателя по части исторической» Г.В. Есипова. Здесь Жукова часто слышала разговоры о «картофельных» бунтах, о сожжениях раскольников на Иргизе, которых Фадеев именно в это время должен был приобщить к официальной церкви, о единичных, но грозных расправах крестьян с помещиками.
Однако, это мало занимало писательницу. Героями ее повестей по-прежнему были милые, добрые и скромные провинциальные барышни, которые не расстаются с книжкой, много мечтают и размышляют о своем назначении в жизни. Постепенно они с горечью убеждаются, что все их попытки быть полезными обществу кончаются неудачей, потому что женщина унижена и бесправна. Первые, хотя и робкие слова, сказанные в защиту равноправия женщины, привлекли к писательнице внимание и любовь читателей, а особенно молодежи.
«Женщина необыкновенной теплоты сердца, светлого ума, с увлекательным даром слова, - так благодарно вспоминал о ней, спустя несколько десятков лет, близкий друг Костомарова Иван Палимпсестов. - Около этого прекрасного самородка группировались молодые люди с университетским образованием, и она их считала своими лучшими друзьями».
Но эти новые для провинции люди не попали в поле творческого внимания писательницы. Правда, в последней, вышедшей при ее жизни, повести «Наденька» появился некий Петр Ануфрич, который перевозил от одной героини к другой «Современник» и «Отечественные записки». Писательница уловила отдельные приметы пробуждающейся жизни, но не сумела понять ее героев.
Умерла М.С.Жукова в Саратове в апреле 1855 года.
Т. Завьялова