Образование М.С. Жуковой
Обстановку детства и молодости Жуковой достаточно легко установить, а вопрос о её образовании остается спорным. В детстве Маша училась у седьмого дьякона. Высказывались предположения, что Мария Семёновна продолжила образование за рубежом... Однако за границу она впервые выехала, как можно заключить из её же собственных слов, только в 1838 году, после появления «Вечеров на Карповке». Между тем, уже в этих повестях сказывается многостороннее образование автора. В эпиграфах Жукова приводит строки из произведений Жуковского, Пушкина, Леклерка, Гюго, Шатобриана, Вольтера, Ларошфуко... В примечаниях делаются ссылки на исторические сведения, толкуются малоупотребительные и диалектные слова... Так что истоки её образования, видимо, следует искать в другом месте... Займёмся «дедуктивно-биографическим» расследованием...
Семья Зевакиных была довольно большая: у Марьи Семеновны была сестра и два брата. Семен Семенович занимал в течение 25 лет место уездного стряпчего, что указывает на ограниченность средств. Чиновничья семья среднего достатка в Арзамасе в начале XIX столетия — нет, там многому не научишься! Конечно, большую роль в жизни барышни играло чтение. Женщины тогда много читали, в особенности в провинции: «здесь получают журналы, — пишет одна пушкинская героиня, — принимают участие в перебранках, попеременно верят обеим сторонам и сердятся за любимого писателя, если он раскритикован». Вот почему Вяземский и Пушкин так любят уездных барышень: они их истинная «публика». Предположим, что Жукова принадлежала к этой «публике», а мы знаем, хотя бы из воспоминаний Кохановской, с каким трудом в провинции добывались тогда нужные книги. Для такого основательного знакомства с русской и иностранной литературой, которое мы встречаем у Марьи Семеновны, нужна была большая библиотека, а найти ее можно было только в крупных «дворянских гнёздах». Да и не все знания можно приобрести самостоятельно, одним чтением... Обратимся снова к её повестям. Как получают образование духовно близкие автору героини — провинциалки? Ведь почти все они хорошо образованы. Мария, Лиза, Маша, Софья Павловна, Параша, — дети бедных чиновников или мелкопоместных дворян, воспитанные в богатых дворянских семьях, как подруги дочерей. И все они получают блестящее образование именно таким путем. Положение бедной девушки в семье аристократов-благотворителей — один из излюбленных мотивов её повестей, подсказанный, может быть, собственной жизнью. Конечно, образ воспитанницы в аристократическом доме не нов. А.С. Пушкин, например, коснулся его дважды в «Пиковой даме» и в «Романе в письмах». Но есть что-то особенное в отношении Жуковой к этим героиням: именно их переживания ей особенно близки и понятны. В то же время, писательница будто пытается удержать в себе большую часть этих чувств, чтобы они не вырвались наружу слишком откровенно.
В.Г. Белинский отметил сцену из «Самопожертвования», где маленькую Лизу впервые приводят в дом благодетелей, как один из лучших моментов в повестях по глубине и искренности вызвавшего его чувства. Но и тут Мария Семёновна как будто боится, что сказала слишком много, и это может кого-то задеть... Её героиня, маленькая Лиза впервые поняла, что она «облагодетельствована». Девочка не умела отдать себе отчета в том, «что чувствовала» — говорит автор, но ей было тяжело, и, когда вечером она поцеловала руку графини, поцелуй её был холоден, поклон неловок; графиня засмеялась, передразнила ее. Она также засмеялась, но смех её был первым уроком притворства.
Мария Семёновна вообще не боялась резких «слов» и высказывала, не извиняясь, суждения очень откровенные и о свете, «где лгут, как дышат воздухом», и об испорченных людских нравах... Однако в эпизодах с «благотворительностью» Марья Семёновна явно пыталась скрыть глубину своих истинных чувств... Давайте снова вернёмся к истории жизни самого автора.
В «Словаре русских писательниц» указано, что княгиня Софья Алексеевна Голицына, урожденная Корсакова, «покровительствовала» Жуковой. С.А. Голицына была одна из образованнейших женщин своего времени, художница, писательница и «ужасная богачка», по выражению Плетнева.
В её дом на Владимирской улице собиралось избранное, в полном смысле этого слова, общество. Автор статьи в «Русском Архиве» говорит, что М.С. Жукова была «всегда в приязненных сношениях» с княгиней Софьей Алексеевной Голицыной. В уже упоминавшейся нами Повести «Медальон», вряд ли по роковой случайности, Жукова выводит двух героинь, молодых девушек, воспитывающихся вместе: княжну Софью и сироту Марию.
По-видимому, это была долгая дружба, уравнявшая неравенство их общественного положения, и, весьма вероятно, дружба эта началась с детства, так как Корсаковы - нижегородские помещики. Имя это часто встречается в адрес календарях одновременно с именами Зевакиных и Жуковых. Таким образом вопрос об образовании Марии Семёновны значительно проясняется. Дом Корсаковых мог быть именно тем «дворянским гнездом», где вместе с будущей княгиней Голицыной можно было изучать иностранные языки, музыку, живопись и рассуждать о «Гете, Шиллере и Жан-Поле». В 1844 г. в альманахе «Молодик», изданном при Содействии княгини Голицыной, фамильные имена кн. Софьи и Марии встречаются рядом. Бывая в Петербурге, Жукова подолгу гостила у своей подруги детства, в доме князей Голицыных на Владимирской улице. Можно указать и ещё на одно обстоятельство, подтверждающее высказанное предположение относительно если не дружбы, то близкого знакомства Марии с кн. Софьей: Жукова ни по рождению, ни по мужу не принадлежала к высшему обществу, а, между тем, «тайная» жизнь его была хорошо известна писательнице и внушила полную горечи фразу «беги дружбы знатного и покровительства вельможи».