Еще о М.С. Жуковой
Прислал ли ее, эту книжку, в Арзамас московский книготорговец Бебин, что постоянно снабжал уездный городок новинками отечественной литературы, объявилась ли она впервые в библиотеке школы живописи академика А. В. Ступина, или этот изящный томик привез из столицы купец и библиофил Безобразов, теперь установить трудно, да, пожалуй, и незачем.
Книга вышла анонимно, но в тот достопамятный 1837 год в Арзамасе сразу узнали ее автора. Да и как было не узнать, если в повести «Инок» назван родной город, описан он явно пристрастно, с дочерней любовью.
И в последующем году, когда в Петербурге вышла вторая часть «Вечеров на Карповке», не утихали в Арзамасе читательские страсти вокруг интересной
книги, а более того вокруг имени ее автора.
Говорили о Марии Семеновне Жуковой, в девичестве Зевакиной. Мадмуазель давно внимание на себя обращала: серьезна не по летам, среди пылких к художеству питомцев Ступина часто была замечаема... Батюшка ее, Семен Семенович, весьма почтенный человек. Жаль, что в саратовские пределы отбыл, а ведь более 20 лет служил уездным стряпчим!
Ко всему этому, к разным толкам и обывательским пересудам как масла в огонь подлили столичные журналы, которые доходили-таки до уездного городка. Шутка ли, критики «Русского инвалида», «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения» единодушно признавали за автором «Вечеров...» и ум, и тонкую наблюдательность, и верность многих положений...
Когда в Петербурге, в типографии Александра Смирдина, вышла в полном объеме книга, в июльском номере «Московского наблюдателя» за 1838 год с отзывом о «Вечерах на Карповке» выступил сам Виссарион Белинский.
Дружеская опека творчества М.С. Жуковой продолжалась великим критиком и дальше.
В 1843 году в «Отечественных записках», в статье «Сочинения Зенеиды Р-вой», В. Г. Белинский категорически утверждает, что повести М.С. Жуковой принадлежат «к замечательным явлениям последнего времени русской литературы», и ставит ее имя рядом с ведущими писателями того времени: Панаевым, Бенедиктовым, Кукольником, Каменским, Гребенкой и Казаком Луганским (Далем).
Большое и заслуженное признание у читающей России получила книга М.С. Жуковой «Очерки Южной Франции и Ниццы», что вышла в Петербурге в издательстве книгопродавца Иванова в 1844 году.
С середины 40-х годов М.С. Жукова пишет меньше.
В альманахах и столичных журналах как бы прощальным приветом к своему давнему читателю появляются повести: «Миссионер», «Две сестры», «Ошибка», «Дача на Петергофской дороге», «Черный демон», «Сердце женщины», «Ландыши»... В 1847 году вышел роман «Вера». Последняя повесть «Наденька» увидела свет в 1853 году. И уже после смерти Марии Семеновны, в 1857 году, журнал «Отечественные записки» опубликовал подготовленный автором к печати роман «Две свадьбы».
При жизни М.С. Жуковой ее произведения неизменно попадали в поле зрения многих тогдашних критиков и обозревателей русской литературы. А это уже само по себе говорило о том, что Мария Семеновна занимала почетное место в ряду отечественных литераторов.
Нам теперь приятно добавить к этому, что добрым словом отозвался, например, о повести «Наденька» и Л.Н. Толстой.