Связь творчества и биографии М.С. Жуковой
Автор очерка о творчестве писательницы М.С. Коноплева, в свое время знакомая с отдельными членами семьи Зевакиных, говорит, что многие моменты детства и юности М.С. Жуковой отражены в повести «Медальон». Даже имя героине повести она дала свое собственное — Мария.
На первых же страницах повести - произведения явно автобиографичного, исповедального, — находим штрихи и к духовному автопортрету писательницы.
Она недурно танцевала, а учитель музыки постоянно хвалил ее. Девушка также отменно рисовала и работала кистью. И вот при всех несомненных достоинствах чувствовала себя несчастной. Как-то в отчаянии героиня повести бежит к зеркалу и воспаленным воображением видит в нем родную мать, которая тоже сокрушается: «Ты не для света, дурнушка моя». И отныне Мария раз и навсегда устанавливает, что она некрасива, что она сирота, небогата и жизнь не будет баловать ее.
Этому душевному всполоху писательницы по поводу своей «дурноты» ныне доверять вполне не следует. Сохранившийся и помещаемый здесь портрет М.С. Жуковой говорит о том, что она не была лишена привлекательности. Мягко очерченное лицо, одухотворенность больших умных глаз — все это сразу останавливает внимание, говорит о своеобразной красоте Марии Семеновны.
Все современники, лично знавшие М.С. Жукову, отмечали незаурядность ее натуры, ее внутреннее обаяние. Беседы с писательницей всегда оживлены умом. Она имела обширные сведения в науках, которыми всю жизнь занималась с «удивительной скромностью».
Приобщение к культуре, знаниям произошло для Маши Зевакиной в доме нижегородских дворян Корсаковых и в школе живописи академика Ступина. В доме Корсаковых жил дух просвещения. Софья Алексеевна Корсакова, впоследствии княгиня Голицына, была одной из образованнейших женщин России. Ее знали как художницу, писательницу и, по словам Плетнева, «ужасную богачку». Дом Голицыных в Петербурге на Владимирской улице стал местом собраний самых замечательных людей того времени.
Подле Софьи Алексеевны и прошли несколько лет жизни М.С. Жуковой. Писательница умела быть благодарной.
Свою первую книгу «Вечера на Карповке» она посвящает княгине, которая не раз помогала ей печатать повести в альманахах и журналах.
Мария Зевакипа рано вышла замуж за служащего департамента государственных имуществ, губернского секретаря Разумника Васильевича Жукова. Найденный нами архивный документ помог уточнить время замужества. «Брачный обыск» составлен в арзамасском Воскресенском соборе 16 апреля 1822 года. Марии Зевакипой на ту пору было 17 лет, а ее жениху 28-й.
Несколько слов о Жуковых. По сведениям ныне здравствующего писателя Д. А. Жукова родоначальником фамилии был Иоанн Самолвин, грек, перешедший на службу к киевскому князю Владимиру Святославовичу. За черноту своего лица получил от князя прозвище Жук. Долгие столетия Жуковы верно несли службу России, один из них, при Иване Грозном, был воеводой Казани. Нижегородская ветвь Жуковых в первой половине XIX века владела немалыми поместьями в Ардатовском уезде. Им принадлежали села Липовка, Лазарево и Левашово, деревня Выковка. Именно в Выковке в июне 1767 года один из Жуковых, тогда полковник, принимал у себя Екатерину II во время ее путешествия по Поволжью. А в Арзамасе давал обед императрице воевода Бутурлин, родственник Жуковых.
Нелишне будет отметить, что Жуковы были в родстве с нижегородскими дворянами Мельниковыми, из которых вышел наш замечательный земляк, писатель Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский). Дядя писателя по отцу был женат на сестре Разумника Васильевича Жукова.
Здесь, как нам думается, надо подчеркнуть и такую деталь, которая проливает некоторый свет на становление М.С. Жуковой как писательницы. После свадьбы молодые уехали в Липовку, где хозяйкой была Мария Сергеевна, мать Разумника Васильевича. Урожденная Бутурлина, женщина эта отличалась высокой образованностью, сосредоточила у себя в усадьбе богатейшую библиотеку с преобладанием французских изданий XVIII века. Современники знали ее как печатавшуюся поэтессу, автора прозаического сочинения «Любовь».
Брак не задался. Очень скоро, по словам родственников писательницы, муж кинулся в картежную игру, предался кутежам, запустил свои денежные дела и после смерти оставил долги.
Эти шесть лет тяжелой личной жизни в деревенской глуши исключительно важны для М.С. Жуковой. Оскорбленная в женских чувствах, в лучших своих надеждах, она невольно начинает выплескивать на бумагу всю накопившуюся в ней горечь. К тому же много читает, пристально всматривается в быт деревенских помещиков, видит всю тяжесть жизни крестьянства. Здесь, наконец, она окончательно формирует свои художественные взгляды и укрепляется в той вере, что сможет сказать миру о всем наболевшем.