Роль М.С. Жуковой в русской литературе
Русская литература первой половины XIX века счастлива яркими, известными талантами. Примечательно то, что в это время, в рамках романтической школы 30-х годов, громко заявили о себе и даровитые женщины-писательницы: К. Павлова, Е.А. Ган, Е.П. Растопчина, З.А. Волконская, С.А. Голицына и другие.
Особняком от этих литературных имен стоит имя нашей славной землячки Марии Семеновны Жуковой.
Через все ее повести, варьируясь в именах, во внешних обликах и сюжетных поворотах, проходит главным героем умная, мыслящая и любящая женщина. И будь это дочь бедных дворян, или дочь уездного чиновника — эта женщина всегда несчастна. Многие страницы своих повестей М.С. Жукова посвятила вопросам равенства полов, вопросам высокой облагораживающей любви. Вспомним, что писательница — ровесница пушкинской Татьяны Лариной и жен декабристов. Этим женщинам, как и героиням книг нашей землячки, свойственны высокие, чистые порывы в любви, для них естественна и безоглядная подчас преданность семейному и общественному долгу. Отсюда высокая требовательность к мужчине, отсюда ратование за свободу личности женщины, страстное желание наряду с мужчинами работать во имя высших общественных идеалов.
Это мечты, желания. Но, поскольку женщина 30—40-х годов вступала в безысходный конфликт с жестокой правдой жизни, героини М.С. Жуковой — это чаще всего образы, взывающие к пониманию и высокому одухотворенному состраданию.
И все же героини М.С. Жуковой не только пребывают «в высоком таинстве страдания». Нередко, страдая, они находят для себя спасительный выход в общественной деятельности: ухаживают за престарелыми родителями и близкими, открывают школы, работают в пансионах, воспитывают новое поколение.
Творчество М.С. Жуковой не было ровным. Бывали срывы, бывали спады, когда отправные концепции повестей, художественная фактура, излишняя риторичность вызывали справедливые, иногда и резкие нарекания того же В.Г. Белинского. Но прямо скажем, что большинство страниц ее повестей несли высокое социальное звучание.
После смерти М.С. Жуковой ее произведения были незаслуженно забыты. Во многом сместились акценты творческих задач русских писателей, быстро набирал силу критический реализм, вопросы эмансипации женщины рассматривались уже на другом уровне... Но все это вовсе не умаляет заслуг нашей землячки перед отечественной литературой. Одна из первых в рамках удушающей атмосферы крепостничества она заговорила о судьбе русской женщины, женщины страдающей, любящей, женщины, желавшей занять достойное место в общественной жизни.