Произведения М.С. Жуковой
«Вечера на Карповке» — одно из самых известных и талантливо написанных произведений писательницы, а посему представляется вполне уместным ознакомиться с этим сборником повестей более подробно. «Вечера на Карповке» — пишет Р. Иезуитова в послесловии к одноимённому изданию 1986 года. — произведение с продуманной и целостной художественной структурой. Уже в самом расположении материала выдержан принцип строгой симметрии: две книги сборника включают по три повести каждая. Подобное построение подчеркивает значимость целого и взаимосвязь составляющих его частей. Заимствуя структуру построения сборника у авторов фантастических повестей (А.Погорельского, Н. Гоголя), в свою очередь, восходящую к Гофману, М.Жукова, однако, отражает в нем новые тенденции, свойственные именно 30-м годам XIX века. В центре внимания писательницы Жуковой - жизнь ее современников, людей ее круга, русских дворян современной ей эпохи. В «Вечерах на Карповке» отсутствует экзотика, свойственная, например, сборнику А.Погорельского: ни в бытописании, ни в содержании самих повестей нет ничего сверхъестественного. Перед нами цикл в обычном для того времени понимании, когда каждая повесть имеет сюжетную самостоятельность и одновременно включается в более широкий художественный контекст. М.Жукова, следуя общей тенденции прозы 30-х годов к циклизации, организует и сам контекст по законам сюжетного повествования. Её рассказ начинается с описания петербургской загородной дачи, расположенной на речке Карповка, и разворачивается в самой обыденной, будничной обстановке. На вечера к почтенной старушке Наталье Дмитриевне собираются ее знакомые, которые, коротая время, рассказывают или читают друг другу повести. Благодаря тому, что рассказчики эти не условные маски, а живые персонажи, со своим обликом, как внешним, так и внутренним, со своей биографией и особенным эмоционально-душевным складом, сцепление их характеров, влечений, личных судеб становится завязкой нового сюжетного повествования — «петербургской повести». Личность каждого из рассказчиков сообщает его повести особый эмоциональный настрой, проявляет себя в самом выборе сюжетов и тем. Чувствительная Наталья Дмитриевна рассказывает о трагическом происшествии в купеческой семье - повесть «Инок». Скептически настроенный Проновский - светскую повесть «Барон Рейхман»; восторженный Горский - две самые романтичные повести «Медальон» и «Провинциалка». Юный Вельский «привёз из дома» историческую повесть «Немая, или Записки отшельника».
«Реальность» и «литературный вымысел» постоянно соотносятся в книге М. Жуковой. Литература дает уроки самой жизни, насыщает ее человечностью, духовностью, высокой нравственностью. Именно в этом состоит смысл счастливого финала всей книги, противостоящего трагическим развязкам повестей рассказанных. Хозяйка дома на Карповке, Наталья Дмитриевна и её старинный друг доктор помогли соединиться молодым любящим сердцам Вельскому и Любиньке, устранив по своей доброй воле все возникающие на их пути препятствия (бедность, зависимость и многое другое, чего так и не смогли переступить герои слышанных ими историй). «Действительность» Марии Жуковой оказалась добрее ее «литературы», и в этом нагляднее всего проявились романтические иллюзии писательницы, пытавшейся обратиться в своем творчестве к миру жизни реальной. «В повестях г-жи Жуковой уже видно как бы невольное стремление, вследствие духа времени — искать сюжетов в действительности современной жизни и заботиться о естественном изображении подробностей быта и ежедневной жизни героев, сообразно с их положением в обществе и степенью их образованности», — отмечал Белинский.
Следуя «духу времени», сама М.Жукова уклоняется от прямого авторства, выдавая себя за собирательницу и издателя этих повестей. Здесь уместно сравнение с пушкинским предисловием «От издателя» в «Повестях Белкина». Можно с уверенностью сказать, что А.С. Пушкин оказал огромное влияние на становление М.Жуковой как писательницы. «Вечера на Карповке» буквально пропитаны духом пушкинской поэзии, прямыми и скрытыми цитатами из его творений.
Повестям предшествует предисловие, в котором писательница подробнейшим образом обосновывает свою авторскую позицию по отношению к литературному творчеству. Его источником, по мысли М.Жуковой, становятся разные любопытные происшествия, о которых любят рассказывать их очевидцы.
В 1857 г. «Отечественные Записки» поместили роман «Две свадьбы», найденный, по примечанию редакции, уже после смерти автора совершенно законченным и подготовленным к печати. М.С. Жукова умерла в 1855 году 13 апреля в Саратове, в пятидесятиоднолетнем возрасте, по некоторым сведениям, от туберкулеза легких, по некрологу — от «водяной».
В «Очерках Южной Франции и Ниццы» встречаются указания на то, Что Мария Семёновна, действительно, страдала заболеванием легких. В повести «Медальон», написанной за 20 лет до своей кончины, Марья Семёновна выводит героиню по имени Мария, наделяя её многими автобиографическими чертами. В конце рассказа женщина умирает от чахотки... Быть может, это предвидение собственной судьбы...
В «Отечественных Записках» и «С.-Петербургских ведомостях» был помещён один и тот же краткий некролог, в «Самарских Ведомостях» — сообщение о смерти «коллежской ассесорши М.С. Жуковой, известной русской писательницы», и имя её надолго исчезло из печати. В советское время лишь однажды переиздали «Вечера на Карповке» и поместили повесть «Дача на Петергофской дороге» в сборник произведений писательниц XIX столетия.
К некрологу в «С.-Петербургских Ведомостях» прибавлена заключительная фраза, которой нет в «Отечественных Записках», «мы постараемся сообщить более подробную биографию этой замечательной женщины, которая не лишена будет, мы уверены, общего интереса».