Работы учеников отправляются в Академию
Ступин отобрал для просмотра в Петербурге тридцать работ: копии с эстампов, рисунки с гипсовых бюстов и статуй. Работы маслом приготовили Иван Горбунов и Александр Соколов. В столицу вместе со Ступиными и Коринфским отправлялся и Иван Горбунов. Путем неимоверных усилий Александру Васильевичу удалось уговорить помещика Василия Степановича Братцева отпустить крепостного для дальнейшего обучения в Академии. На Горбунова Ступин возлагал особые надежды. Его кисть была легка, мазки точны, цвета ярки и насыщены светом.
В начале июня 1809 года арзамасцы добрались до Петербурга. 10 июля состоялся просмотр. Совет профессоров не спеша, критично, но с большим тактом, просмотрел и обсудил представленные работы. Немало лестных слов профессора высказал и о работах Ивана Горбунова: «Клеопатра» и «Портрет А.В. Ступица». По достоинству были оценены рисунки и других учеников провинциальной школы живописи. Решение Совета профессоров было единодушным: за высокие успехи в распространении изобразительного искусства и бескорыстие при учреждении за свой счет первой в России провинциальной художественной школы предложить президенту Императорской Академии художеств А.С. Строганову «... Ступина, яко перваго заводителя дела необыкновенного, удостоить звания академика». Трое учеников господами членами Совета были удостоены серебряных медалей второго достоинства, Рафаил принят воспитанником в Академию на государственный счет, Горбунова взял к себе в ученики только что вернувшийся из Италии Алексей Егорович Егоров, а Коринфский принят в обучение к архитектору Воронихину. Лучших результатов от поездки нельзя было и представить.
14 августа 1809 года на очередном заседании Совета профессоров президент Академии художеств вручил А.В. Ступину Ордер с определением Совета и Диплом на звание академика. Кроме того, Арзамасская школа живописи официально была взята под покровительство Императорской Академии художеств, что давало право Ступину представлять на ежегодные экзаменационные выставки Академии лучшие работы своих учеников, «дабы Академия могла бы усматривать приносимую сим заведением его пользу».
На следующий год Ступин направил в Академию работы своих учеников. И вновь победа! Совет профессоров принял решение: выделить для школы серебряную медаль с дозволением вручить оную лучшему из учеников. Лучшими были крепостные. Но Устав в Академии художеств строжайше предписывал награждать медалями только свободных людей. А.В. Ступин в обращении в Академию от 21 февраля 1812 года объяснил, что «школа его ныне умножилась и состоит из 20 человек, из которых отличившимися по большей части остаются крепостные люди», и просил сделать в деле награждения исключение. Добиваясь права награждать крепостных, Ступин тем самым добивался и возможности освобождения из крепости талантливых, одаренных художников. Только благодаря его настойчивости и авторитету удалось получить разрешение на зачисление в класс живописи Императорской Академии крепостного Алексея Воронцова. Мало того, Александр Васильевич уговорил помещика Николая Богданова оплачивать содержание в столице своего дворового человека по 400 рублей в год, то есть столько, сколько стоило обучение и содержание вольного пенсионера. Уже через год Алексей Воронцов был удостоен 2-й серебряной медали.
В этом же, 1812 году, в Академию художеств был зачислен воспитанник Рафаил Ступин. Он подавал большие надежды. Его рисунки были точны и обстоятельны. Это выгодно выделило его из среды учащихся. Со временем он стал лидером не только в классе, но и в пирушках с товарищами. Отец об этом еще не знал и радовался успехам сына.