Смерть Александра Васильевича Ступина. Закрытие школы А.В. Ступина
1838 год для семейства Ступиных выдался тяжелым. Опасно заболела Екатерина Михайловна. Александр Васильевич позже писал об этих трагических днях: «Грозный и роковой удар приготовлялся, припадки жены моей усиливались, и час от часу начала она в здоровье своем ослабевать. А 21-го января в 1-м часу пополуночи наступил роковой час, и она, к неописуемой горести нашей скончалась... Я не могу выразить этою горестного удара, поразившего меня тогда, пусть представят себе, что и жил сорок три года в супружестве, разделяя вместе все горести и несчастья, и недостатки жизни нашей, имея в ней благочестивую жену, совмещающую в себе добрые качества, нежную мать, сострадательную родственницу, попечительную домостроительницу, - какое же было жалкое мое положение при чувствовании лишения такой драгоценной женщины».
Уход из жизни Екатерины Михайловны чуть не повлек за собой еще большее горе: тяжело переживая смерть матери, заболела Клавдия Александровна, да так серьезно, что над ее жизнью нависла смертельная угроза. Простудился Александр Васильевич. Он метался в смертельной горячке более месяца, ослаб и только через пять месяцев встал с постели.
Несколько окрепнув, Александр Васильевич летом уехал к госпоже Богдановой расписывать иконостас в приходской церкви, я позже поступил заказ от пензенского епископа преосвященного Амвросия расписать губернский кафедральный собор. Работа была огромной; теплый и холодный соборы Нижнеломовского монастыря. Кроме того, для монастыря надо было написать тридцать три картины маслом. Эту работу в основном выполнил Алексеев.
Зимой 1839 года работы в Пензе были закопчены и арзамасцы вернулись в родные стены. Николай Михайлович спешно закончил работу над программным полотном, и к августу ее доставили в Петербург. Кроме картины «А.В. Ступни с учениками…» суду Совета профессоров Академии художеств Алексеев представил семейный портрет с детьми, портрет дочери, портрет девушки в мордовском костюме и несколько рисунков. Работы Алексеева оценили должным образом: 24 сентября 1839 года на торжественном собрании Совета Академии ему было присвоено звание академика.
К этой радости прибавилась еще и другая, не менее весомая: пришло официально извещение от конференц-секретаря Академии художеств В.В. Григоровича об итогах традиционной конкурсной выставки. Он писал: «...за попечение Ваше о школе, объявить Вам и помощнику Вашему г. академику Алексееву, благодарность; из учеников же ваших Павлу Рачкову 1-му и Василию Бовину назначил за успехи в живописи серебряные медали 2-1 степени, Карпу Виноградову и Панфилу Незнаеву особенную похвалу, всем же прочим ученикам Вашим удовольствие».
Ступину шел 66-й год. Силы уже были не те. Он все реже берет заказы на выезд, а содержание школы и ее многочисленных учеников требовало больших расходов. Пришлось часть своего дома сдать под постой солдат, а имевшуюся при усадьбе лавочку - в наем. Но и этих денег явно не хватало. Долги тяжким бременем ложились на плечи престарелого академика.
И вдруг - новая беда! 5 ноября 1842 года школа живописи сгорела дотла. Погибла в огне значительная часть коллекций картин, книг, скульптур и эстампов. О несчастье оповестили Академию художеств. На заседании Совета решено было выделить на восстановление школы три тысячи рублей, решение передали на утверждение царю Николаю I. Тот к назначенной сумме добавил от себя еще две тысячи рублей серебром. Академия направила в Арзамас по собственной инициативе десять гипсовых отливок с античных скульптур и бюстов.
И если школу можно было восстановить, то этот пожар привел к невосполнимой потере: под струю воды из пожарного шланга попала Клавдия Александровна, спасавшая вместе со всеми имущество школы. Был ноябрь, леденящий ветер быстро остудил тело, ночью поднялся жар. Клавдинька так и не оправилась от болезни. Она всю зиму прокашляла, а летом у нее открылась горловая чахотка. Усилия врачей оказались тщетными. В конце июля 1843 года она умерла, оставив троих дочерей: восьмилетнюю Катеньку, шестилетнюю Лизоньку и только что народившуюся Марьюшку. Внучки и стали для шестидесятивосьмилетнего Александра Васильевича утешительной нитью, удерживающей на бренной земле.
Через год школа начала вновь работать.
В этом году в Арзамасской школе живописи появился не совсем обычный паренек Василий Перов. Ему уже шел четырнадцатый год. Закончив Арзамасское уездное училище, Василий поступил в губернскую гимназию, но не поладил там с одним из преподавателей, ушел из нее. Он неплохо рисовал карандашом и хотел быть живописцем. Привел Перова к Ступину барон Григорий Карлович Криденер, которому Василий был сыном, но родился до брака и на баронский титул нрава не имел. С ним было не просто: заносчив и своенравен был ученик. Три рала в неделю его привозили па занятия из Саблукова. Позже он перешел на полный пенсион и жил в школе Ступина вместе с учениками.
Заслуги А.В. Ступина и его детища школы живописи перед Отечеством были настолько очевидны, что Совет профессоров ходатайствовал перед Николаем 1 об очередном его награждении. 24 декабря 1846 года А.В. Ступину был вручен Орден св. Владимира 4-й степени.
Один за другим выходили из школы ученики. Они уносили из ее стен не только знания и умения, по частичку души Александра Васильевича. Оглядываясь на пройденный путь, Ступин с удовлетворением отмечал, что за годы деятельности школы живописи ее учениками написано около четырех тысяч живописных полотен, до двух тысяч только портретов. Ученики приобрели свой собственный, ступинский стиль живописания портретов, который искусствоведы позднее назовут «стилем Арзамасской школы». Выпущено 144 художника, 12 из которых удостоены серебряных медалей Императорской Академии художеств, 60 - стали преподавателями, трое завели свои школы в Пензе, Козлове, Нижнем-Ломове, пятеро стали академиками. На 86-м году жизни, 30 июля 1861 года Александра Васильевича Ступина не стало.
После смерти Ступина Н.М. Алексеев обратился за поддержкой, и прежде всего финансовой, к Совету Академии художеств, но время уже было другим и другие профессора заседали в Совете. Просьба Алексеева была переадресована «г-ну Министру императорского двора», но так и не была рассмотрена. В 1862 году Арзамасская школа живописи была закрыта.