Возвращение сына А.В. Ступина Рафаила в Арзамас
В июле 1814 года Александр Васильевич со всем семейством и учениками художественной школы присутствовал при знаменательном для Арзамаса событии: закладке Воскресенского собора. Преосвященный Моисей, рассмотрев чертежи Коринфского, собственноручно начертал на договоре арзамасцев с архитектором: «Храм великолепный и прекрасный по приложенному при сем плану и фасаду благословляем, на что и выдать храмозданную грамоту». Первый камень в фундамент собора, посвященного победе над французами, положил его настоятель Стефан Пименов. К тому времени за Михаилом Петровичем Коринфским уже стояли по его проектам построенные церкви в Саранском округе, в Павлове, великолепный дом Анненковой. От предложений со стороны купцов не было отбоя, архитектор, не желая мельчить в заказах, отказывал, ссылаясь на занятость по строительству Воскресенского собора. Строительство же собора затягивалось из-за отсутствия денежных средств.
Шли годы. Ученики Арзамасской школы почти ежегодно на конкурсных просмотрах в Академии художеств получали медали разного достоинства, а окончившие провинциальную школу - достойные должности учителей рисования в учебных заведениях. Сам же Александр Васильевич со своими учениками каждое лето отправлялся на «заработки». С 1814 по 1818 гг. он расписывает соборы в Починках и Пензе, в селе Петине у помещика Анненкова, в селе Салме у помещика Нечаева.
В 1819 году Ступин в очередной раз направляется в Санкт-Петербург. На сей раз поездка была вызвана письмом Рафаила, который уведомлял отца, что выпущен из Академии досрочно со слабым аттестатом. Самолюбие Ступина было уязвлено. Как же так? Он сам видел работы сына четыре года тому назад и радовался его твердой уверенной руке, четкости линий рисунков и полноте живописного мазка. Что же случилось?
А случилось следующее. После смерти графа Строганова, несколько лет Академия была без президента. Это привело к тому, что классные комнаты, кабинеты, столовые ветшали, спальни для учеников-воспитанников превратились в рассадники грязи и насекомых, пала дисциплина, иные воспитатели занимались рукоприкладством, финансовое обеспечение стало столь мизерным, что воспитанники ходили в тряпье. Многие, в том числе и Рафаил Ступни, пристрастились к вину. В начале 1819 года президентом Императорской Академии художеств был назначен Алексей Николаевич Оленин. Он-то и принялся наводить порядок. Нерадивые, пьяницы, драчуны, независимо от того, кто ты - воспитанник или воспитатель - были выдворены из стен Академии.
Личная встреча Ступина и Оленина ничего не дала. Президент подтвердил покровительство Академии Арзамасской школе живописи, но в отношении Рафаила был непреклонен: талант и пьянство несовместимы, во всяком случае, в стенах Академии.
Возвращение в Арзамас было безрадостным, не менее тягостным была и встреча Рафаила с матерью. Но родительское сердце отходчиво. И так как учили в Академии основательно, после короткого отдыха Рафаил приступил к педагогической деятельности в художественной школе. В летнее же время работал вместе с отцом над заказами.