Сергей Рыбаков: «Рост ВВП через призму АМЗ»
Интервью с директором по персоналу Арзамасского машиностроительного завода, заместителя секретаря политсовета Арзамасского отделения партии «Единая Россия», заместителя председателя Арзамасской городской Думы Сергеем Николаевичем Рыбаковым
- Сергей Николаевич, в результате проводимых «реформ» самые серьёзные разрушения произошли в научно-техническом потенциале не только вашего предприятия, но и страны в целом. Если учесть, что на долю НТП в развитых странах приходится 90% прироста внутреннего валового продукта, то в нашем случае деградация российского НТП ведёт к необратимым процессам. Россия просто утратит (если уже не утратила) способность генерировать и осваивать новые технологии. Страна потеряет способность к самостоятельному развитию…
- Мы прекрасно понимаем, что в основе современного экономического роста лежит научно-технический прогресс. Доля интеллектуальной ренты в цене современных готовых изделий, действительно, очень велика. Она может и должна достигать 50-60, а то и 70%. Мы прекрасно даём себе отчёт, что сегодня лидируют только те страны, которые способны осваивать новые знания, не только усовершенствовать, но и создавать новые технологии и получать, наконец, интеллектуальную ренту.
Но о какой, скажите, ренте могла до сегодняшнего дня идти речь на Арзамасском машиностроительном заводе? За годы перестройки здесь сменилось несколько собственников, руководителей предприятия, а вся интеллектуальная элита наоборот: или ушла «по собственному желанию», или просто-напросто разогнали. Сотни гектаров цехов остались практически без людей, с одной лишь допотопной техникой времён позапрошлого и прошлого столетий. Даже самый опытный мастер на ней не сможет хорошего болта выточить, не говоря уже о филигранных технологиях.
- То есть, ещё пару-тройку лет и гигантское производство «приказало бы долго жить»?
- Это однозначно. По крайней мере, его продолжало бы «лихорадить», и о поставках высококачественной продукции пришлось бы надолго забыть.
К счастью этого не произошло. Когда я пришёл на завод, он ещё входил в состав «Автогаза» - брэнда советской эпохи, производящего одни из самых никчёмных машин в стране. Прошло совсем немного времени, и он стал принадлежностью военно-промышленного комплекса. Уверен, с этой поры у ОАО «АМЗ» началась новая эра в своём развитии. Наконец-то, после длительного застоя произошёл прорыв.
- Какой же и за счёт кого?
- Прежде всего, позвольте сделать маленькое отступление. Выступая перед банкирами, финансистами и промышленниками во времена великой депрессии, президент Соединённых Штатов Франклин Рузвельт сказал: первым пунктом в программе вывода страны из кризиса должен быть пункт о повышении всем занятым в производстве людям зарплаты. Да-да, чтобы прежде всего, они могли достойно жить!
Не скажу, что новая администрация завода просто скопировала решение американского президента. Войти дважды в одну и ту же реку нельзя. Но мы, однако, тоже повысили зарплаты рабочим. На завод потянулись высококвалифицированные кадры. И знаете, к чему это привело? В первом полугодии 2007 года производительность труда на предприятии увеличилась на 40% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Кроме того, в обновлении оборудования ОАО «АМЗ» вложил около 150 млн. рублей. И это только начало. Рост зарплаты, при опережающем росте производительности труда – идеал, к которому мы должны стремиться. На западе и в Японии это норма. Нормой станет и у нас. Надеюсь, две эти подруги и дальше пойдут рядом: следом за ростом производительности труда станет увеличиваться зарплата и наоборот…
Кстати, к сентябрю заработная плата рабочих будет увеличена ещё на несколько тысяч рублей. Высшего руководящего состава это не коснётся.
- В начале нашего разговора мы затронули тему научно-технического потенциала. Исходя из такого роста производительности труда, в этом вопросе на заводе тоже что-то решается?
- Не побоюсь высказать избитую фразу: «Кадры решают всё!» Мы начали с создания управленческого коллектива – топ-менеджеров, другими словами – директоров по функциям, и подобрали грамотных руководителей технических служб. Это – основа. Профессиональная квалификация и стопроцентное наличие этих работников очень важно для завода. Формируются профессиональные кадры начальников цехов и иных подразделений и участков.
- А что бы вы сказали о «производственной аристократии?» - станочников высокого уровня?
- Это средний класс, рабочая элита, «рабочая аристократия», как правильно сказал К.Маркс, и мы проявляем о ней особую заботу. Выражается это не только в зарплате. Для них, впрочем, как и для всех людей, работающих на заводе, создаются комфортные условия: новые раздевалки, душевые. Цеха насыщены светом, чтобы глаза при работе не уставали и не болели. Появилась новая противошумовая разработка. Человек вставляет в ухо небольшой бумажный пакетик и абсолютно перестаёт слышать грохот машин, шум своих станков, но при этом люди не теряют способность слышать друг друга и разговаривать между собой. У рабочих появилась полная возможность реализовать себя. Я считаю, это немаловажный фактор. Знаменитая фраза «кадры решают все» в наше время звучит иначе – «Квалифицированные кадры решают все».
- Вводимые на заводе новинки составляют разительный контраст морально и физически устаревшему оборудованию. Оно, как бельмо в глазу. Многие машины и станки давно надо отправить на переплавку. Напомню, что когда были построены новые корпуса завода, по распоряжению директора автозавода по развитию Зильберберга, их, наперекор здравому смыслу, «забили» изношенным оборудованием, попросту – хламом. Это всё равно, что новый корпус «Мерседеса» заполнить «бутором» от «Запорожца». Тогдашнего директора завода Шилова сняли с работы за резкую критику областного руководства (Зильберберга), но после этого безобразие не прекратилось. Сегодня ситуация как-то меняется в лучшую сторону?
- Да. Для замены сегодняшнего оборудования на завод пошли серьёзные инвестиции. На приобретение новых технологий и оборудования уже, как минимум, было, повторяюсь, привлечено 150 млн. рублей. Отдача не заставила себя ждать. В первом полугодии 2007 года за много прошедших лет мы впервые сработали с прибылью.
- Что, по вашему мнению, могло способствовать более быстрому развитию процесса обновления в промышленности?
- В машиностроении России оборудование на 80% морально и физически устарело. Правительство должно резко снизить таможенные пошлины на ввоз современного оборудования, чтобы как можно быстрее вводились современные технологии. Государство также, чтобы стимулировать обновление устаревшего оборудования, должно взять на себя часть банковских процентов по взятым кредитам на вышеназванные цели. Так произошло японское «чудо», корейское «чудо».
- Как вы думаете, Сергей Николаевич, способны ли мы реально повлиять на создавшуюся ситуацию в машиностроении с политической точки зрения?
- Несмотря на чудовищные разрушения, потенциал производства в наукоёмких отраслях – машиностроении, атомной энергетики, в области биотехнологий и информационных технологий – ещё достаточно прочен. При умелом политическом раскладе в стране можно достичь вполне конкретных практических результатов. Партия «Единая Россия» готова к конструктивному диалогу с другими серьёзными партиями. Цель «единороссов» – удвоение валового внутреннего продукта за несколько лет. Россия должна, да и может торговать готовыми изделиями, а не сырьем. Но на сегодняшний момент пока это единственная партия, способная что-либо решать на всех уровнях власти.
- Спасибо, Сергей Николаевич, а что вы вложили бы в некую формулу счастья?
- Это когда с удовольствием идёшь на работу и довольным возвращаешься с работы домой.
Записал Лев Звездин
"Новая Арзамасская газета", 15 июня 2007 года