Легко ли стоять во главе?
Современный начальник должен быстро принимать решение и четко составлять план на будущее, но и уметь строить со своими подчиненными отношения, основанные на взаимоуважении и понимании. Именно поэтому для руководителей высшего и среднего звена нашего завода были организованы курсы по овладению навыками управления, которые проводит кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета Н.В. Федорова.
- Человек должен учиться всегда, получать новый опыт. Чтобы быть успешным в своей компании, необходимо повышать уровень знаний, квалификацию, ведь какие-то профессии исчезают, а какие-то возникают, - говорит Наталья Васильевна. - Обучение должно быть обязательным элементом любой организации. Особенно оно важно для тех, кому приходится руководить кем-либо. Поэтому на курсах мы стремимся сделать наших менеджеров более профессионально грамотными в плане науки управления. Тот, у кого есть в подчинении люди, обязан разбираться в ней - неважно, стоит он во главе отдела или целого предприятия. Темы занятий одинаковы для всех. Однако акценты, которые мы ставим на семинарах, отличаются для руководителей разного масштаба. Для начальников верхнего уровня - это, прежде всего, стратегия и планирование, а для среднего - трудности каждодневной работы с персоналом.
Обучение проходит в два этапа. Первый - теоретический, второй - практический. Участники семинаров уже познакомились с базовыми понятиями менеджмента, выяснили, как следует согласовывать между собой различные цели. Поняли, какие проблемы и «барьеры» возникают в общении, как справиться с непониманием.
На одном из занятий Н.В. Федорова рассказала о том, на что в первую очередь нужно обращать внимание при столкновении с какой-либо проблемой. Перед любым руководителем каждый день встают новые задачи. Очень важно выбрать такое ее решение, которое не только требует наименьших затрат, но и может быть реализовано на данном этапе. Кроме того, поставленную цель необходимо кратко и понятно сформулировать.
Как же разрабатываются и принимаются решения? Здесь многое зависит от личных качеств.
Для того чтобы ярче и образней осветить этот вопрос, Н.В. Федорова приводит в пример своим ученикам литературных героев романа «Двенадцать стульев». Известно, что при реализации большинства решений неизбежны столкновения с интересами других людей. Только поняв их цели, можно пытаться взаимовыгодно сотрудничать. Если отец Федор замечает в окружающих лишь стремление обогатиться, то Остап Бендер видит и желание любви у мадам Грицацуевой, и тщеславие Эллочки. Первый не желает идти на компромисс, дерется с Воробьяниновым из-за стула, второй вручает дворнику бутылку за нужную ему информацию. Кроме того, для любого руководителя очень важно уметь анализировать ситуацию. Только от этого зависит, сколько вариантов решений он сформирует, что во многом определит качество окончательного варианта. Вспомним, отец Федор действует, почти не думая, он покупает двенадцать стульев у инженера Брунса тогда, когда один стул уже был «взят» вместе с Воробьяниновым, причем у них не совпадает даже расцветка обивки. Его проекты безальтернативны и непроработаны. Остап, напротив, всегда трезво оценивает ситуацию: после рассказа Кисы о сокровищах, когда «бриллиантовый дым стлался по комнате», Бендер не придается мечтаниям. Он способен создать множество вариантов решения проблемы и трезво оценить необходимые ресурсы - например, «дивный серый в яблоках костюм» для амплуа многоженца.
Следующий этап занятий проходил в виде деловой игры «Управление проектом», посвященной индивидуальному и групповому принятию решений. Все руководители разделились на две группы, где им предлагалось определить количество выпускаемой продукции некой авиакомпании, а после этого «изготовить» ее - сложить бумажные самолетики - и рассчитать точку безубыточности. Цель игры - определить метод принятия решений и научиться работать в коллективе. Одна команда выбрала тип работы, при котором каждый участник отвечал за свою операцию изготовления продукции так называемый «конвейер». В другой же группе каждый все делал сам за себя. Вот и получается, что кому-то легче работать всем вместе, а кто-то привык рассчитывать только на свои силы и самостоятельно выбирать правильный путь к поставленной цели. Оказывается процесс принятия решений не так-то и прост. Нужно выдвинуть поставленные задачи, выслушать все мнения, распределить обязанности и только потом принять его.
На последнем занятии, которое пройдет в первых числах декабря, будет дана информация 6 том, как следует лучше распределить время - свое и подчиненных, чтобы избежать перегруженности и усталости.
Итогом обучения станет проверка полученных знаний, а по окончании курсов участникам семинара выдадут соответствующие сертификаты.
В перерывах между учебой мы спросили некоторых руководителей о значимости для них обучения, и устроили им небольшую проверку знаний.
- Что вам дало обучение?
Отвечает и.о. начальника отдела комплектации металлоизделий Д.Е. Давыдов:
- Обучение-это всегда получение новых знаний или закрепление уже полученного опыта в процессе предыдущих учений. Для меня это было как раз закрепление старых знаний. А вообще обучение играет разную роль для каждого, все зависит от человека, как он поймет учебный материал и, конечно, от преподавателя, - как он изложит правильность своих мыслей:
- Часто ли вам приходится принимать решения?
Отвечает начальник МСЦ-6 Н.В. Мартынов:
- Решения принимаю каждый день и разного плана. Это текущие вопросы по роду деятельности и более сложные вопросы.
- Что, по-вашему, «управленческое решение»?
Отвечает начальник отдела управления персоналом И.П. Трифонова:
- Это действие, которое определено целью, ситуацией, альтернативой. Это и правильно принятое решение руководителя по отношению к коллективу.
- Как часто приходится ставить перед собой цели? К каким методам приходится прибегать, принимая решения?
Отвечает начальник МСЦ-1 А.Н. Бобров:
- Цели ставим перед собой каждый день и одноуровневые, и многоуровневые. А по поводу принятия решений... все зависит от ситуации, от поставленной задачи, которую нужно решить. Бывает, приходится решать что-то самому, а иногда не обойтись без совета коллектива.
- А как вам понравилось больше работать: в команде или по одному?
Отвечает начальник МСЦ-5 В.М. Кузнецов:
- Как говорится одна голова хорошо, а две лучше. В коллективе их еще больше. Так что работа в команде наиболее перспективна. Можно выслушать несколько мнений, а потом уже принять наиболее подходящее и правильное решение.